Лотки железобетонные для теплотрассы
Содержание:
Характеристики
Общие характеристики непроходных каналов должны соответствовать ГОСТ 13015-2012. Ниже приведены основные характеристики:
- размеры (проектные и предельные);
- диапазоны расчетных значений нагрузок;
- виды отделки;
- структура бетона;
- класс бетона по прочности на сжатие;
- отпускная прочность бетона;
- толщина защитного слоя бетона до арматуры и предельные отклонения от нее;
- классы и марки арматуры.
Характеристики бетона, используемого при производстве непроходных каналов, должны соответствовать ГОСТ 25192-2012 в соответствии с серией 3.903 кл 14. Для защиты от грунтовых и талых вод тепловые камеры подвергаются гидроизоляции в соответствии с СНиП 3-20-74, СН 301-65 и СНиП 2-28-73. Требования к точности конструкции должны соответствовать ГОСТ 21779-82. Защитный слой бетона до поверхности арматурного стержня должен соответствовать СНиП 2.03.11-85. В таблице № 4 приведены расчетные нагрузки для каналов, произведенных по серии 3.903 кл 14 выпуск 1-5.
Марка канала | Нагрузки т/м2 | |||||
q1 | q2 | q3 | q4 | q5 | q6 | |
КН-0 | 0.19 | 0.59 | 0.65 | 0.24 | 0.44 | 0.83 |
КН-1 | 0.22 | 0.28 | 0.65 | 0.24 | 0.44 | 1.03 |
КН-2 | 0.25 | 0.43 | 0.65 | 0.24 | 0.44 | 1.16 |
КН-3 | 0.25 | 0.47 | 0.65 | 0.24 | 0.44 | 1.31 |
КН-4 | 0.25 | 0.74 | 0.65 | 0.24 | 0.44 | 1.47 |
КН-5 | 0.25 | 0.51 | 0.65 | 0.24 | 0.44 | 1.58 |
КН-6 | 0.30 | 0.56 | 0.65 | 0.24 | 0.44 | 1.83 |
КН-7 | 0.44 | 0.69 | 0.65 | 0.24 | 0.44 | 2.09 |
Таблица 4. Расчетные нагрузки для каналов.
q1, q2 – нагрузка от собственного веса q3 – вертикальная нагрузка от грунта засыпки q4 – временная нагрузка на поверхности грунта q5, q6 – боковое давление грунта
Монтаж
На основании СНиП 3.05.03.85 монтаж непроходных каналов происходит в соответствии с СНиП 3-16-80, СНиП 3-15-76. Наружные поверхности поставляемых на трассу элементов каналов должны быть покрыты гидроизоляцией в соответствии с рабочими чертежами. Установку элементов каналов в проектное положение следует выполнять в технологической последовательности, указанной в соответствующей нормативной документации.При монтаже должно осуществляться постоянное геодезическое обеспечение. Результаты геодезического контроля после окончательного закрепления конструкций отдельных участков и ярусов должны оформляться исполнительной схемой. При подъеме и строповки необходимо соблюдать следующие правила:
- при строповке стальными канатами под них следует устанавливать инвентарные подкладки во избежание повреждения бетона и каната;
- при подъеме следует применять грузозахватные устройства, обеспечивающие равномерную передачу нагрузок на поднимаемые конструкции и стропы;
- строповку следует производить инвентарными стропами или специальными захватными приспособлениями с полуавтоматическими устройствами для дистанционной расстроповки.
Подъем конструкций должен производиться плавно, без рывков, раскачивания и вращения поднимаемых элементов, как правило, с применением оттяжек. Для оттяжек следует использовать пеньковые (по ГОСТ 483-75) или капроновые (по ГОСТ 10293-77) канаты диаметром 19-24 мм. Запрещается перемещение конструкций подтягиванием. Установка конструкций в проектное положение должна производиться по принятым ориентирам (рискам, штырям, упорам, граням и т.п.). Конструкции, имеющие специальные закладные или другие фиксирующие устройства, устанавливаются по этим устройствам. Расстроповка установленных на место конструкций разрешается только после надежного закрепления их постоянными или временными связями. Временное крепление установленных конструкций должно обеспечивать их устойчивость и неизменяемость положения до выполнения постоянного крепления. До выполнения постоянного крепления конструкции должны быть проверены на соответствие их проектному расположению и готовность монтажных сопряжений.О результатах проверки делается запись в журнале монтажных работ. До установки верхних лотков (плит) каналы должны быть очищены от грунта, мусора и снега. Отклонение уклонов дна канала тепловой сети и дренажных трубопроводов от проектного значения допускается на величину 0,0005, при этом фактический уклон должен быть не менее минимально допустимого по СНиП II-Г.10-73* (II-36-73).
Размеры
Лотки изготавливают прямоугольной и трапециевидной формы с уклоном внутренних стенок. Их основные размеры:
- длина по стандарту составляет 5970 мм, такой типоразмер имеют небольшие ЖБИ начальных номеров (по усмотрению производителя их длина может быть и 2970 мм). Более тяжелую крупногабаритную продукцию начиная с номеров Л25 (масса больше 5 тонн) для удобства транспортировки и монтажа выпускают размером в 2970 мм;
- для всех доборных изделий с индексом д принята стандартная длина в 720 мм;
- ширина лотков лежит в диапазоне от 420 мм до 4000 мм со следующей градацией: 420 мм (Л1); 570 мм (Л2); 780 мм (Л3 — Л5); 1160 мм (Л6 — Л9); 1480 мм (Л10 — Л13); 1840 мм (Л14 — Л18); 2160 мм (Л19 — Л22); 2460 мм (Л23 — Л26); 2780 (Л27 — Л30); 3380 (Л31 — Л34); 4000 (Л35 — Л38);
- высота стенок возрастает с увеличением порядкового номера и лежит в диапазоне от 360 мм для Л1, Л2 до 1700 мм для Л38.
- толщина стенок от 40 мм (Л1) до 100 мм (Л38);
- ширина внутреннего канала — от 300 мм до 3600 мм;
- высота лотка изнутри от 300 мм до 1500 мм;
- толщина дна — от 60 мм до 200 мм.
- масса лотков изменяется от 0,9 т для Л1 при объеме бетона 0,34 м3 до 9,38 т при объеме материала 3,75 м3 для Л38.
- плиты типа КЛ и КЛп выпускают протяженностью по 2990 мм, для ЖБИ с внутренней шириной 300 и 450 мм длина плит составляет 740 мм.
- для доборных ЖБИ по 720 мм протяженность перекрывающих плит равна 740 мм.
Схема монтажа ЖБ каналов
Размеры, предусмотренные ГОСТом, а также цены ↑
Лотки теплотрасс из бетона имеют прямоугольную форму и представляют собой конфигурацию желоба. Высота, длина и ширина одной модели таких желобов может отличаться от другой.
Такие конструкции изготавливаются из тяжелых бетонов, которые при застывании оказываются очень прочными, стойкими к механическим нагрузкам разного рода, а также являются весьма морозоустойчивыми. Некачественный бетон на морозе трескается, крошится и лопается.
Поэтому при выборе лучше всего поинтересоваться каким методом были изготовлены конструкции лотков: обыкновенным литьем или вибролитьем, обыкновенным прессованием или вибропрессованием.
Фото: железобетонные лотки для теплотрассСамыми важными моментами в прокладке теплотрасс в бетонных лотках являются их размеры и качество материала, из которого они изготовлены.
В зависимости от того, где именно должны проходить коммуникации, ожидаются выполнения основных требований к укладке бетонных изделий. И это, прежде всего, соответствие их размеров с трубами.
Ведь металлические трубы не должны располагаться внутри конструкции короба из лотков впритык к их бетонным стенкам. Особенно если трубы подлежат дополнительной обмотке теплоизоляционными материалами.
Важно! По этой причине лотки для труб всегда должны подбираться намного больших размеров, чем внешний диаметр трубопровода. Существуют следующие стандартные параметры габаритов лотков для теплотрасс из бетона:
Существуют следующие стандартные параметры габаритов лотков для теплотрасс из бетона:
- длина желобов – встречается 720-2970 мм и более;
- ширина желобов — встречается 570-2460 мм;
- высота желобов — встречается 530-740 мм;
- толщина стенок лотка — встречается 40-80 мм;
- ширина канала внутренней поверхности лотка – встречается 450-2180 мм;
- высота канала внутренней поверхности лотка — встречается 300-1200 мм;
- вес лотка — встречается 100-3000 кг.
Сталь для армирования бетонных лотков для высокой их прочности используется класса А-I, A-III, Bp-I. Из нее сначала изготавливается металлический каркас, который покрывается бетоном высокого качества средней или высокой плотности.
Так получают железобетонные конструкции различных параметров для того, чтобы можно было их применять для укладки в землю.
Однако независимо от того, какие именно нужны лотки, их изготавливают строго в соответствии с ГОСТом 23009-78. Кроме этого, сам бетон обязательно должен быть из портландцемента марки выше М400, а также использование сульфатостойких портландцементов. Все требования для бетонных смесей должны соблюдаться по ГОСТу 26633-91.
Чтобы иметь полное представление о размерах таких бетонных или ж/б изделий, как лотки для защиты теплотрасс и ценах на подобные изделия, следует рассмотреть таблицу соответствующих параметров:
Фото: размеры и цены лотков для теплотрасс
Ценообразование стоимости лотков для теплотрасс зависит от их размеров, которые рынок представляет в весьма широком ассортименте.
Вышеприведенные размеры и цены – это лишь самые основные группы лотков, но существует еще и масса других размеров, которые применяются в разных видах строительства.
Любой из этих лотков прекрасно обеспечит безопасность любого трубопровода теплотрассы и защитит от подвижности грунта, агрессивных сред почвенного состава или атмосферных осадков, а также от влияния температурных перепадов.
Как угольный фильтр с активированным углем очищает питьевую воду, узнайте из статьи: угольный фильтр для воды. Знания по монтажу внутренней канализации своими руками. можно найти здесь.
Плиты перекрытия теплотрасс
Плиты перекрытия теплотрасс Серия 3.006.1-2.87 | ||||
Наименование | Размеры (ДхШхВ, мм) | Объем, м3 | Масса, т | Цена за 1 ед. с НДС, руб. |
П5-8 | 2990х780х70 | 0,16 | 0,41 | 2118 |
П5д-8 | 740х780х70 | 0,04 | 0,1 | 633 |
П6-15 | 2990х780х120 | 0,28 | 0,7 | 2941 |
П6д-15 | 740х780х120 | 0,07 | 0,17 | 880 |
П8-8 | 2990х1160х100 | 0,35 | 0,87 | 4029 |
П8д-8 | 740х1160х100 | 0,09 | 0,21 | 1192 |
П9-15 | 2990х1160х120 | 0,42 | 1,04 | 4690 |
П9д-15 | 740х1160х120 | 0,1 | 0,26 | 1386 |
П10-5 | 2990х1480х70 | 0,31 | 0,77 | 4553 |
П11-8 | 2990х1480х100 | 0,44 | 1,1 | 4992 |
П11д-8 | 740х1480х100 | 0,11 | 0,27 | 1654 |
П12-15 | 2990х1480х160 | 0,71 | 1,77 | 8335 |
П12д-15 | 740х1480х160 | 0,18 | 0,44 | 2437 |
П15-8 | 2990х1840х120 | 0,66 | 1,65 | 8279 |
П15д-8 | 740х1840х120 | 0,16 | 0,41 | 2360 |
П16-15 | 2990х1840х180 | 0,99 | 2,48 | 11047 |
П16д-15 | 740х1840х180 | 0,25 | 0,61 | 3109 |
П18-8 | 2990х2160х150 | 0,97 | 2,42 | 10985 |
П18д-8 | 740х2160х150 | 0,24 | 0,6 | 3254 |
П19-15 | 2990х2160х250 | 1,61 | 4,04 | 16977 |
П19д-15 | 740х2160х250 | 0,4 | 1 | 4695 |
П21-8 | 2990х2460х160 | 1,18 | 2,94 | 15252 |
П21д-8 | 740х2460х160 | 0,29 | 0,73 | 4288 |
П23д-3 | 740х2780х160 | 0,33 | 0,82 | 4921 |
П24д-8 | 740х2780х180 | 0,37 | 0,93 | 5374 |
П25д-15 | 740х2780х250 | 0,51 | 1,29 | 6960 |
П27д-8 | 740х3380х250 | 0,63 | 1,56 | 8745 |
П28д-15 | 740х3380х300 | 0,75 | 1,88 | 10567 |
Плиты перекрытия теплотрасс изготавливаются согласно Серии 3.006.1-2.87 из бетона двухсотой и трехсотой марок по прочности на сжатие. При производстве арматурных каркасов для сварных сеток, а также закладных изделий для плит теплотрасс используется высокопрочная сталь класса А-III. Маркировка изделий согласно серии состоит из заглавной буквы П и двух цифр. В пример приведем плиту теплотрассы П5-8. Буква П означает, что речь идет о плите. Следующая за буквой цифра — это порядковый номер плиты по типоразмеру. Вторая цифра — это величина равномерно-распределенной предельной вертикальной нагрузки. Чем выше данная величина, тем прочнее изделие. Скажем, плиты П8-15 могут быть использованы в теплотрассе при прокладке коммуникаций под железной дорогой.
Плиты перекрытия теплотрасс защищают каналы от проседания грунта, препятствуют любым нарушениям герметичности и теплоизоляции теплотрассы. В то же самое время данные покрытия всегда могут быть легко сняты для доступа в теплосеть ремонтных бригад в случае возникновения аварии или при проведении на магистралях плановых работ.
Серийно возможно изготовление трехслойных плит покрытия теплосетей. Они используются в полуподземных каналах. Одним из слоев в данном случае будет являться утеплитель, выполненный из пенобетона. Плиты внутрицеховых теплотрасс, находящиеся на одном уровне вместе с полом цеха, могут иметь на лицевой поверхности фактурный слой. Как правило, плиты для покрытия теплосетей формуются в кассетных формах, но возможна их заливка плашмя в горизонтальном положении. В этом случае может поменяться положение монтажных петель на поверхности изделия. Плиты перекрытия теплотрасс имеют стандартную длину 2990мм, а в доборном виде — 740мм. В маркировке доборных плит присутствует строчная буква д. Пример — плита П5д-8. Возможно изготовление плит половинной длины. Маркировка будет выглядеть как П5-8/2, а длина такого изделия будет составлять 1490мм.
По окончании монтажа стыки между плитами теплотрасс необходимо заполнить цементным раствором пятидесятой марки, а если канал полуподземный, то битумной мастикой с наполнителем. Наружная поверхность плит покрывается двумя слоями битума. После установки плиты перекрытия на лоток теплотрассы можно провести дополнительную гидроизоляцию всего канала. Это делается особенно часто в тех случаях, когда проводимой магистралью являются электрические шины и кабели.
После того, как укладка и гидроизоляция плит перекрытия теплотрасс закончены, через четверо суток можно начинать выполнять обратную засыпку. Грунт засыпают в траншею слоями по тридцать сантиметров. Делается это с двух сторон траншеи одновременно.
При производстве плит теплотрасс большое значение уделяют толщине защитного бетонного слоя изделий. Это делается для того, чтобы арматура, находящаяся внутри, была полностью сохранна и не подвергалась никаким воздействиям внешней среды. Если толщина плиты не более ста миллиметров, то защитный слой бетона составит пятнадцать миллиметров. В том случае, если толщина плиты теплотрассы более одного дециметра, то данный слой должен быть не менее двадцати миллиметров. Если изделия произведены с соблюдением данных параметров, то долговечность таких перекрытий теплотрасс в процессе эксплуатации увеличится в разы.
Ссылки на изделия, описанные в данном разделе:
Таблица размеров лотков теплотрасс (Л, ЛК)
Серии 3.006.1-2/82:
Маркировка | Толщина ножки | Ширина | Высота | ||
внешняя | внутренняя | внешняя | внутренняя | ||
Л-4 | 50 | 780 | 620 | 530 | 450 |
Л-5 | 50 | 780 | 600 | 680 | 600 |
Л-6 | 50 | 1160 | 1000 | 530 | 450 |
Л-7 | 50 | 1160 | 980 | 680 | 600 |
Л-11 | 60 | 1480 | 1280 | 700 | 600 |
Л-12 | 60 | 1480 | 1240 | 1010 | 900 |
Л-14 | 60 | 1840 | 1600 | 570 | 450 |
Л-15 | 70 | 1840 | 1600 | 720 | 600 |
Л-16 | 70 | 1840 | 1580 | 1030 | 900 |
Л-20 | 80 | 2160 | 1880 | 1040 | 900 |
Л-23 | 80 | 2460 | 2180 | 740 | 600 |
При определении внутренних размеров лотков ЛК серии 3.006.1-8 учитывается его внутренняя ширина, до начала закругления. Это связано с особенностью конструкции данной серии имеющей закругление внутри нижней части изделия.
Маркировка | Толщина ножки | Ширина | Высота | ||
внешняя | внутренняя | внешняя | внутренняя | ||
ЛК-300-90-45 | 50 | 880 | 620 | 430 | 350 |
ЛК-300-90-60 | 50 | 880 | 600 | 580 | 490 |
ЛК-300-90-90 | 60 | 880 | 560 | 880 | 780 |
ЛК-300-120-60 | 60 | 1180 | 780 | 580 | 480 |
ЛК-300-120-90 | 60 | 1180 | 760 | 880 | 780 |
ЛК-300-120-120 | 60 | 1180 | 720 | 1180 | 1060 |
ЛК-300-150-60 | 70 | 1480 | 1060 | 580 | 480 |
ЛК-300-150-90 | 70 | 1480 | 1040 | 880 | 760 |
ЛК-300-150-120 | 70 | 1480 | 1000 | 1180 | 1060 |
ЛК-300-180-60 | 80 | 1780 | 1340 | 580 | 460 |
ЛК-300-180-90 | 80 | 1780 | 1320 | 880 | 760 |
ЛК-300-180-120 | 80 | 1780 | 1280 | 1180 | 1040 |
ЛК-300-210-90 | 80 | 2080 | 1620 | 880 | 740 |
ЛК-300-210-120 | 80 | 2080 | 1580 | 1180 | 1040 |
ЛК-300-240-120 | 80 | 2380 | 1880 | 1180 | 1020 |
Угловые лотки.
Угловые лотки применяются для стыковки деталей в уязвимых местах трубопровода, на сгибах, пересечениях и поворотах труб. Их главное отличие от других деталей, наличие выреза с одинаковой шириной, на его боковой стороне. Он фиксирует и надёжно закрепляет все сегменты конструкции.
Такие изделия имеют идентичные обычным лоткам параметры, сохраняют теплоизоляцию в трубопроводе и защищают его от грунтовых вод и физических повреждений. Их маркировка начинается с обозначения «ЛУ», а буква «н» в наименовании, говорит о том что в лотке расположен зеркальный вырез.
При установке углового лотка, необходимо равномерно засыпать его стыки, чтобы не допустить перекоса в конструкции.
Особенности укладки лотков
Канальные и тоннельные конструкции из лотков рассчитаны как на эксплуатацию в условиях без просадки грунта, размыва почвы и сейсмической активности, так и с приведенными выше нагрузками, землетрясениями по шкале до 9 баллов. В Серии 3.006.1-2.87 рассмотрены следующие ситуации прокладки инженерных коммуникаций из лотков:
- под автомобильными магистралями с углублением от верха лотка до поверхности дороги в диапазоне 0,5 — 6 м;
- под железнодорожными путями с расстоянием от шпал до верха ЖБИ 1 — 4 м;
- в любом месте при отсутствии автодорог с углублением под уровень грунта в диапазоне 0,5 — 6 м;
- в производственных цехах с минимальной глубиной лотка от уровня пола 0,3 м, при этом плита перекрытия является фрагментом полового покрытия;
- допускается полуподземное монтирование канальных и тоннельных сооружений, выступающих над земной поверхностью на расстоянии 0,2 — 0,4 м.
При монтаже канальных и тоннельных конструкций из лотков руководствуется следующими правилами:
- Каналы из КЛ накрывают плитами, для маркировки КЛп лотки опираются на плиты. Каналы серии КЛс укладываются из двух элементов и соединяются между собой посредством коротких швеллеров, заложенных в продольные швы. Крепление может производиться также с помощью сварки с использованием коротких швеллеров, привариваемых к закладным элементам нижестоящих ЖБИ.
- Укладка элементов каналов и туннелей типа КЛс должна проводиться с перекрытием швов по вертикали, допустим монтаж верхних и нижестоящих ЖБИ разной высоты.
- При устройстве многосекционных инженерных коммуникаций лотковые элементы устанавливают параллельно друг другу.
Схема складирования
- Туннельные и канальные коммуникации рассчитаны на эксплуатацию как снаружи объектов, так и во внутрицеховых укладках с применением типа КЛ.
- Для монтажа полуподземных конструкций перекрывающие плиты изготавливают с трехслойным утеплителем, состоящим из пенобетонных вкладышей плотностью 500 кг/м3 класса В 1.5.
- Для цеховых каналов с перекрывающими плитами на уровне пола допускается их фактурное покрытие.
- При монтаже лотковых каналов используется песчаная подготовка толщиной не менее 100 мм.
- Для отведения подземных вод, проникающих в канал, ему придается наклон в 0,002 м, вода направляется в приямки, располагаемые в отдельных камерах, узких местах или на прямых участках, расстояние между ними не должно быть более 150 м. Из приямков вода должна отправляться в канализацию.
- В подземных канальных и туннельных коммуникациях через 50 м обязаны присутствовать деформационные швы, в наземных конструкциях расстояние между ними принимают не больше 30 м. Также швы для деформации делают:
- при примыкании канальных и туннельных лотков к камерам и уширениям;
- в местах, где несущая способность основания изменяется.
Укладка трубопровода в лотки
- Также в туннелях и каналах должны присутствовать выходные и монтажные проемы, между которыми принимают расстояние до:
- 150 м — при укладке шинных и кабельных линий;
- 120 м — при протягивании маслонаполненных кабелей;
- 100 м — при прокладке трубопроводов с паром;
- 200 м — если уложена водяная тепловая магистраль.
- Допускается при прокладке тепловых сетей применение опор из железобетонных подушек для труб диаметром от 23 до 1400 мм. Для закрепления труб внутри канала в их конструкции предусмотрены закладочные элементы, чертежи изготовления которых приведены в Серии 3.006.1-2.87.
- Для осуществления монтажа, демонтажа и ремонта в туннелях разрешено укладывать монорельс грузоподъемностью не менее 1 тонны.
- Вопрос вентилирования решается в индивидуальном порядке и зависит от объема тепловыделений.
- При установке сооружений с закладными деталями, на наружную поверхность нижестоящих и верхних ЖБИ наносят разбивочные риски.
- Все лотковые инженерные коммуникации рассчитывается на нагрузки верхних лотков или их плит перекрытия по ряду стандартных значений: 3, 5, 8, 11(12) и 15 тс/м2. При укладке лотковых коммуникаций действуют следующие нагрузочные нормативы:
- при монтаже вне зданий наименьшая временная нагрузка по вертикали равна 1 тс/м2;
- на полуподземные перекрытия нагрузочный норматив считают от 400 кгс/м2;
- под железнодорожными путями нагрузка на канальные и тоннельные лотки принимается равной 12 тс/м2;
- при укладке в цехах лотки должны выдерживать нагрузку от аккумуляторного погрузчика на 1,5 т, электрокара грузоподъемностью 2 — 3 т и автопогрузчиков с весом подымаемых грузов 3 — 5 т. Поэтому эквивалентные нагрузки, которые должны выдерживать внутрицеховые лотки, составляют 3 или 5 тс/м2.
Схемы монтажа коробов и тоннелей
Виды лотков по форме
ГОСТом регламентируется не только технические характеристики железобетонных лотков, но и их форма. Форма этого строительного элемента зависит в первую очередь от его назначения, а уже потом — от особенностей использования. Существует три основных формы, в которых выпускаются эти изделия:
- квадратная или прямоугольная;
- трапециевидная;
- полукруглая.
Форма и размеры лотка зависят от его предназначения
Железобетонные строительные лотки квадратной или прямоугольной формы используются, как правило, при закрытой прокладке коммуникаций, отличающихся по назначению. Из таких лотков монтируется защитный, герметичный канал, внутри которого прокладывается трубопровод. Рассмотрим, какие коммуникации монтируют в таких железобетонных строительных элементах:
- теплотрассы;
- водопроводы;
- электрокабели.
Отдельные лотки монтируются встык. А также стоит отметить, что стыки в обязательном порядке промазываются специальным цементным раствором. Для этих целей необходим раствор марки М-50 и выше. После того как раствор засыхает, выполняется ещё одно мероприятие — гидроизоляция железобетонного канала. Гидроизоляционный материал подбирается в зависимости от конкретного случая.
Трапециевидные модели используются, как правило, при монтаже автомобильных дорог. Из таких изделий обустраивается дренажная система и ливневая канализация. Сам монтаж происходит посредством последовательной вставки лотков в пазы. Таким образом, получается канал, расположенный под наклоном. Наклон является необходимым фактором, для эффективного естественного отведения воды. Метод сборки такого канала получил название «телескопический», что отражает последовательность вложенных друг в друга железобетонных сегментов. Место входа ливнёвки прикрывается решёткой.
Полукруглые железобетонные лотки также применяются для водоотвода в дренажных и ливневых системах. Благодаря своему более презентабельному виду их прокладывают возле жилых построек и в парковых зонах.
Использование канальных плит ВП
Отдельно следует сказать о таких изделиях как канальные плиты марки ВП. Они специально созданы для покрытия лотков и перекрытия пролетов мостов под автодорогами и выдерживают типовые нагрузки от автотранспорта Н-30 (НК-80). Если у Вас есть возможность применять эти плиты в качестве перекрытия канала под автодорогами – лучше использовать именно их.
Некоторые «специалисты» под автодороги кладут обычные дорожные плиты. Мы не рекомендуем этого делать, поскольку армирование дорожных плит предполагает опирание всей поверхности плиты на песчаную подушку, т.е. работа на сжатие. А канальные плиты спроектированы под нагрузку на растяжение, т.е. опирание на ребра лотков по двум сторонам панели.
Почитать больше об укладке теплотрасс, о всех размерах лотков, в том числе и внутренних, можно в нашем обзоре лотков теплотрасс.
Назначение
Железобетонные лотки (ЖБЛ) для теплотрасс благодаря широкому ряду типоразмеров применяют не только по прямому назначению, но и для других целей как в бытовом хозяйстве, так и в строительной, коммунальной, и промышленной сферах.
Железобетонные лотки для теплотрассы играют следующую роль:
- Предохраняют водопроводный, газовый, паропроводящий трубопровод или кабель от физического давления помещенного над ним грунта.
- Обеспечивают дополнительную тепловую защиту трубопровода, экономя при этом финансовые средства на подогреве воды, пара или иного теплоносителя.
- Так как подземный лоток накрывается сверху защитной крышкой и промазывается снаружи гидроизоляцией, в него не проникает влага — таким способом происходит предохранение от коррозии внутренних инженерных коммуникаций.
- Также ЖБ лоток для теплотрассы не допускает контакта трубопровода с почвой, различными биологическими организмами и животными. Это повышает коррозионную стойкость трубопровода и существенно увеличивает срок его службы.
- Бетонный лоток для теплотрассы предохраняет трубопровод от физического воздействия почвы при ее просадке, смещении в результате землетрясений или размыве грунтовыми водами.
- Одно из популярных применений лотков — их установка для отвода различных жидкостей. Они могут использоваться в животноводческой отрасли сельского хозяйства на фермах скота для транспортировки жидких навозных стоков, организации водоподающих каналов. В мелиорации лотки находят применение при осушении болотистой местности. При ведении бытового загородного хозяйства с помощью лотков можно подводить воду на участок из открытых источников, колодцев, колонок, создавать каналы для отвода воды с территории.
Схемы армирования
Лотки теплотрасс
Теплотрассы являются одной из обязательных частей современных коммуникационных сетей. Их функция – обеспечивать транспортировку тепла от источника потребителю. Прокладку трубопровода ведут двумя способами – надземным и подземным. Во втором из них и используются лотки железобетонные для теплотрасс и плиты перекрытия теплотрасс.
Прокладывание трубопровода – весьма ответственное задание. Необходимо подобрать оптимальный типоразмер лотков, ориентируясь на диаметр труб с учетом слоя теплоизоляции. Чтобы реже проводить ремонтные и плановые работы, их следует покупать у надежного поставщика. Желательно у производителя, потому что у таких организаций на лотки ЖБИ теплотрасс цена будет самая выгодная.
Помимо выбора компетентного поставщика, для того, чтобы изделие прослужило долго, необходимо соблюдать ряд мер в процессе строительства. К ним можно отнести:
- Аккуратная транспортировка лотков с правильным расположением и надежным закреплением их на транспорте.
- Качественное сооружение опорной подушки для труб и подкладки канала.
- Качественная герметизация стыков.
- Соблюдение правильной технологии обустройства теплотрассы с равномерной засыпкой желоба грунтом с обеих сторон, для предотвращения перекоса.
Габариты
Лотки для теплотрассы размеры могут иметь в следующих диапазонах:
- Длина может быть 2970 либо 720 мм. Основным вариантом считается первый, а второй является, так называемым, доборным. В его маркировке прописывается индекс «д».
- Ширина плавает в довольно свободных рамках. Существует шесть вариантов: 420, 570, 780, 1160, 1480 и 1840 мм. Это очень удобно, так как дает больше свободы проектировщикам.
- Высота так же варьируется в широком спектре. Она может равняться 360, 380, 530, 570, 680 и 700 мм.
При вышеуказанном разнообразии габаритов, жби лотки теплотрасс могут иметь массу от 110 кг до 2,32 тонны. Привлечение к монтажным работам подъемной техники является обязательным условием. Для осуществления перемещения изделий спецтехникой их конструкция предусматривает наличие стропильных петель.
Применение
Прокладка теплотрассы в лотках преследует две главные цели:
- Предотвращение контакта трубопровода с грунтовыми водами и исключение механических повреждений от сдвигов грунта.
- Естественная теплоизоляция труб путем сохранения воздуха внутри канала.
Прокладка осуществляется в соответствии с требованиями, описанными в специальных СНиПах. Бетонный канал прокладывается по дну котлована на песчаную подушку. Схематически лотки имеют вид желоба с П-образным сечением. При установке они укладываются открытой стороной вверх. Затем в канал укладывается трубопровод и гидроизолируется. Сверху устанавливаются плиты покрытия лотков теплотрасс, и конструкция засыпается грунтом.
Существует ряд нюансов, которые следует учитывать при прокладывании канала:
Ширина лотка должна быть значительно больше, чем внешний диаметр проложенных в нем труб. Соприкосновение труб с бетонными стенками лотков не допускается.
При расчете необходимо учитывать толщину теплоизоляционного материала.
Лотки и плиты теплотрасс размеры должны иметь соответствующие друг другу
Также важно, чтобы они были изготовлены из бетона с одинаковыми характеристиками.
Сама технология является простой и максимально проработанной. Кроме того, она облегчает и дальнейшую эксплуатацию теплотрассы. При необходимости проведения ремонтных работ, нужно всего лишь отрыть канал и поднять плиту на нужном участке.
В зависимости от количества и диаметра труб, сооружаются одноячейковые и двухячейковые конструкции из лотков.
Практикуется также установка лотков друг на друга без использования плит перекрытия. В этом случае в местах соединения помещается двутавровый замок.
Назначение
Непроходные каналы (КН) осуществляют защиту различных сетей от вредного воздействия окружающей среды, а именно:
- защиту прямых участков тепловых сетей;
- защиту прямых участков инженерных сетей;
- защиту электрических кабелей и шин различной мощности;
- защиту прочих подземных коммуникаций.
Данные железобетонные изделия прежде всего защищают от следующих негативных факторов:
- давления грунта;
- техногенных воздействий, в том числе вибрационных;
- намокания сетей грунтовыми или талыми водами;
- химических контактов вследствие наличия органики в грунте;
- механических повреждений теплоизоляционных материалов.
Цены на изделия
В дополнение к лоткам могут понадобиться бетонные или металлические крышки или решетки, пескоуловители, торцевые заглушки, корзины для мусора.
Производители часто предлагают купить вместе с элементами системы специальный герметик для заделки швов. Крышкой у крупногабаритного изделия может быть специальная железобетонная плита — лотковое перекрытие.
Стоимость желоба зависит от его размеров, класса нагрузки, наличия в комплекте крышки или решетки и ее типа, объема партии (есть оптовые скидки), способа изготовления — вибропрессованные изделия дороже вибролитых. Цена по состоянию на апрель 2021 г. начинается от 200 руб. за шт. (стандартная длина 1 м) и может достигать 40 000 руб.