Гэсн 27-02-010-02

Содержание:

Материал для изготовления садового бордюра

Для производства садовых бордюров используется мелкозернистый бетон, который должен готовиться в соответствии с рекомендациями, изложенными в ГОСТ 6665-91:

  • Марка бетона М300(В 22,5).
  • Подвижность бетона: П2-П3.
  • Содержание вовлеченного воздуха: 4-5%.
  • Пропорции компонентов (Ц: П: Щ:В):1:2:3,3:0,4.
  • Связующее: портландцемент ЦЕМ I 32,5Н ПЦ.
  • Крупный заполнитель: гранитный щебень или гравий или доменный шлак с наибольшим размером фракции 20 мм.
  • Марка крупного заполнителя по прочности на сжатие: 1000; по морозостойкости F
  • Мелкий заполнитель: природный песок с модулем крупности частиц 2,2.

Для обеспечения показателей подвижности и вовлеченного воздуха используются присадки, добавляемые на этапе перемешивания компонентов: «Суперпластификатор С-3» в количестве 0,7-0,7 от массы цемента и «Смола нейтрализованная воздухововлекающая» в количестве 0,15-0,2 от веса связующего.

Собственно технология замешивания бетона ничем не отличается от стандартной. Этапы технологии: перемешивание порций сухих компонентов: цемента, песка и щебня, добавление воды и присадок, повторное перемешивание до однородной консистенции в бетономешалке или вручную.

Виды бетонных бордюров для садовых дорожек

Существует три вида строительных материалов этого типа:

  • Тротуарный дорожный камень промышленного производства, изготовленный в соответствии с требованиями ГОСТ 6665-91. «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия».
  • Формовой бетонный садовый бордюр, изготовленный своими руками непосредственно на строительной площадке.
  • Декоративный бордюр, залитый в опалубку по аналогии с ленточным фундаментом.

Рассмотрим особенности каждого типа подробнее.

Бетонный формовой садовый бордюр ГОСТ 6665-91

Этот тип бордюра выпускается производственными компаниями, специализирующимися на изготовлении ЖБИ и тротуарной плитки. Готовые к установке изделия можно приобрести либо в производственной компании, либо в магазинах строительных материалов.

Технические характеристики садового бордюра:

  • Обозначение в соответствии с требованиями ГОСТа: БР 100.20.8 (Бордюр Рядовой 100х20х8 см.).
  • Назначение: отделение садово-пешеходных дорожек от газонов и клумб.
  • Средняя масса, кг: 40.
  • Класс бетона по прочности на сжатие: В22. Соответствует марке бетона М300.
  • Размеры садового бетонного бордюра по ГОСТ: длина 1000 см, высота 200 мм, ширина 80 мм. На верхней грани элемента выполнена декоративная фаска 15х15х45 °.
  • Материал изготовления: не армированный мелкозернистый бетон.
  • Условия твердения бетона: пропаривание при температуре не более 70 градусов Цельсия.
  • Средняя цена 1 единицы в розничной продаже: 140-185 руб. плюс доставка.

Формовой бордюр собственного изготовления

Должен соответствовать гостовскому изделию по всем техническим характеристикам, кроме двух факторов: заливка изделий производится в самодельные деревянные формы или покупные полипропиленовые формы, а пропаривание при температуре 70 градусов Цельсия заменяют вибрированием тем или иным способом.

форма для бордюра

Соответственно качество самодельного бордюра несколько хуже, чем элементов заводского изготовления. Для определения целесообразности самостоятельного изготовления, рассчитаем примерную себестоимость бордюрного камня произведенного своими силами. Исходные данные:

  • Стоимость формы: 580 рублей.
  • Стойкость формы: до 300 циклов заливки.
  • Материал заливки: бетон М300;
  • Стоимость 1м3 бетона: 3550 руб.
  • Объем готового изделия: 0,016 м3.
  • Количество единиц получаемых из 1 м3: 1/0,016=62 шт.
  • Доля стоимости формы в одной единице: 580/300=1,93 руб.

Примерная себестоимость бордюра собственного изготовления: 3550/62+1,93=59 рублей. Подобная значительная разница в цене изделия заводского и цене самодельного изделия объясняется высокой себестоимостью пропаривания, начислениями на заработную плату, НДС и накладными расходами. Вывод. Если стоит задача получить недорогой садовый бордюр, есть смысл изготовить его своими силами.

Бордюр заливаемый в опалубку

Технология создания бордюра этого вида, аналогична технологии заливки ленточного фундамента. В предварительно отрытую и подготовленную канавку устанавливается опалубка, в которую заливается бордюр.

Опалубка выдерживается в течение 72 часов, демонтируется, готовый бордюр, болгаркой расшивается температурными швами, укрывается полиэтиленовой пленкой и после набора прочности (14-28 суток) готов к эксплуатации.

Преимущества: совмещение процесса изготовления и установки, минимально возможная себестоимость, возможность формирования элементов имеющих любую криволинейность. Недостатки: относительно низкое качество и долговечность, относительно худший внешний вид.

Как убрать бортовые камни своими руками?

Существует утвержденная технология работ. Независимо от того, на каком основании установлен бордюр, его демонтаж должен быть произведен точно и аккуратно. Если материал сохранить без повреждений, он может быть использован повторно. Это касается только тех элементов, на которых нет сколов и трещин. В противном случае камень быстро теряет форму.

Выемку старых блоков можно начинать после подготовки дорожного покрытия:

  • место работы и проходы к нему очистить от посторонних предметов;
  • убрать мусор и грязь;
  • выставить ограждения;
  • подвести рабочую технику.

После этого можно приступать к выемке.

Пошаговый процесс демонтажа:

Аккуратно разрезать дорожное покрытие. Это необходимо для облегчения выемки камня. Вначале следует отступить от бордюра на 10-15 см и выполнить разрез параллельно установленному блоку. Работа выполняется с помощью дискового грунтореза или швонарезчика. Глубина разреза должна соответствовать размеру заглубления бордюра в грунт

Важно выдержать это расстояние. Оно необходимо для качественной укладки нового бордюра и герметизации дорожного покрытия.

Обкопать блоки в зоне их примыкания к обочине

Это дополнительное действие связано с тем, что камень фиксируется асфальтовым покрытием только с одной стороны. Поэтому требуется его освобождение со всех сторон. Ширина обкопки около 25 см. При этом нужно учитывать тип грунта, чтобы не допустить лишнего обсыпания. Глубина траншеи должна превышать размер заглубления камня на 5-10 см.

Изъять бордюр вместе с отрезанной частью дорожного покрытия. Зафиксировать камень строительными ремнями, затем убрать в сторону и аккуратно сложить с другими элементами.

Подобные манипуляции нужно проделать со всеми остальными камнями, попутно убирая территорию для последующих строительных работ.

Если проводится демонтаж камней, установленных на бетонном основании, то со стороны обочины его следует выбивать ломом или перфоратором.

Установка формового бордюра для садовых дорожек

Для монтажа бордюрного камня понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • Бетон М100 и цементно-песчаный раствор М50.
  • Мелкий щебень или речной песок для дренажа.
  • Трамбовка (кусок бревна небольшого диаметра или кусок деревянного бруса 100х100 мм).
  • Полипропиленовая или льняная бечевка, металлические или деревянные колышки.
  • Строительный уровень, штыковая и совковая лопата, ведра, шпатель.

Технология установки садового формового бордюра проста, и может быть реализована своими силами без привлечения наемной силы. Далее мы расскажем, как установить садовый бетонный бордюр своими руками.

  • Участок под садовую дорожку планируется. По обеим сторонам участка выкапываются траншеи глубиной 140 мм и шириной 120 мм.
  • Дно траншеи уплотняется трамбовкой, после чего на дно траншеи, толщиной 40 мм насыпается и уплотняется мелкий щебень или речной песок.
  • По верхнему срезу бордюрного камня, на колышки, строго горизонталь натягивается бечевка. Для контроля горизонтальности следует использовать строительный уровень.
  • Ответственный этап – установка бордюрных камней. На щебенку, тонким слоем выкладывается бетонная подушка. Верхний срез камня выставляется по бечевке и дополнительно контролируется по уровню. Далее с зазором 3-4 мм по торцу также на бетонную подушку устанавливается следующий камень и так до конца дорожки.
  • Зазоры между бордюром и траншеей заливаются бетоном, а зазоры между торцами замазываются цементно-песчаным раствором. Бетон трамбуется штыкованием, для замазывания зазоров используется тонкий шпатель.

Через 72 часа после заливки раствора наружный периметр бордюра отсыпается грунтом, после чего можно начинать формирование полотна дорожки.

Стоимость установки дорожного бордюра в зависимости от вида изделия

Чтобы работа не вызывала никаких вопросов у заказчика, специализированные компании стараются делать все максимально качественно, будь то процесс изготовления камня, или его монтаж. Что касается стоимости монтажных работ, то все будет зависеть от типа и объемов материала, а также от личных предпочтений заказчика. Что касается типа материала, то он делиться на следующие категории:

  • Радиальная продукция позволяет создавать закругления. Часто используется в проезжей части, где необходимо разграничить поворот.
  • Бетонное дорожное изделие – самый распространенный тип. Он имеет шероховатую поверхность, и, в большинстве случаев, классический серий цвет.
  • Скошенный профиль необходим в тех случаях, где заезд укладывается на тот же тротуар. Зачастую такой камень заказывают одновременно с классическим.
  • Магистральное решение – это профиль под небольшим наклоном. Такой подход позволит специализированным службам избавляться от грязи.

Оптимальным вариантом станут вибропрессованные решения, которые отличаются отличными техническими характеристиками и высокой прочностью. Заказчику вовсе не обязательно разбираться в вариация предлагаемой компаниями продукции – достаточно воспользоваться консультацией специалистов (обычно, они бесплатные).

Стоимость монтажа дорожного бордюра всегда окупается

Подобные решения вовсе не являются роскошью, скорее это необходимость. Допустим, Вы имеете дело с тротуарной плиткой. Со временем почва начинает проседать, постепенно конструкции расходится, в результате мы получаем совершенно непригодный для использования тротуар. В то время, как установка дорожного бордюра, цена которого находится в доступном диапазоне, позволяет сохранить покрытие. Выделим возможные предназначения данного изделия:

  • защита покрытия от негативного воздействия окружающей среды;
  • необходимость отделить пешеходную часть от проезжей магистрали;
  • использование в декоративных целях (например, для создания клумбы);
  • закрепление конструкции брусчатки;
  • разделение общей территории и дороги.

При этом, можно использовать и другие, более простые решения. К примеру, создание тротуарного водостока – прекрасная альтернатива перебрику в саду. Это не только отличная возможность защитить полотно от прорастания различных растений, но и шанс дополнить ландшафтный дизайн.

Почему установку дорожного бордюра лучше доверять специалистам:

  • возможность оговорить время доставки, что гарантирует получения товара точно в срок;
  • профессиональные консультации на бесплатной основе;
  • широкий ассортимент материалов и готовых проектов, что позволит выбрать наиболее оптимальное решение.

Сколько стоит установка дорожного бордюра в Москве?

Наименование услуги Цена, руб
Укладка тротуарной плитки под ключ, м2 1600
Укладка тротуарной плитки на готовое основание, м2 600
Укладка бордюра (метровый), шт. 300
Укладка бордюра (полуметровый), шт. 200
Монтаж дорожного бордюра, шт. 500
Монтаж водостоков 250 мм, шт. 100
Монтаж водостоков 500 мм, шт. 200
Установка глубокого водостока, шт. 350

Ценны на установку дорожного бордюра были собраны при помощи строительного портала «Ремонтик» и могут различаться в зависимости от региона Вашего проживания.

Возможно Вам будет также интерестно:

  • используемые материалы для сооружения дорожного бордюра
  • способы монтажа дорожного бордюра
  • стоимость установки дорожного бордюра

Варианты выполнения

При планировании работ следует четко знать, когда они могут быть выполнены своими руками, а когда не обойтись без помощи специалистов. Главный фактор выбора варианта — основание для бордюра. Его состав определяет сложность работ:

  1. Щебеночное. В этом случае на дно перед укладкой камня насыпан слой песка (2-5 см). Этот слой залит водой и тщательно утрамбован. Сверху насыпан мелкий щебень, на который установлен бордюр.

    Такое основание позволяет провести демонтаж без применения специальной техники. Иными словами, своими руками с помощью ручных инструментов, например, лома.

  2. Цементно-песчаное. На дно траншеи залита цементно-песчаная смесь, которая образует прочный монолит. Чтобы демонтировать камень с такой основой, нужна техника. Поэтому целесообразно вызывать специалистов.

Третий вариант — демонтаж камня с помощью тяжелой техники. Он используется, когда нет конечной цели сохранить бордюр или дорожное покрытие. В этом случае элементы выламываются с помощью экскаватора.

Перед принятием решения о способе выполнении работ следует выяснить тип основания и задачи выемки.

Как правильно подготовить бордюр для его укладки по краям криволинейных дорожек?

При оформлении криволинейных садовых дорожек с крутыми поворотами бордюрный камень приходится резать. Для этой цели в основном используются углошлифовальные машины (УШМ, «болгарки») с алмазным кругом по бетону или гильотины, рассчитанные на раскалывание изделий из натурального или искусственного камня. Частные застройщики чаще всего применяют УШМ, с помощью которой можно сделать аккуратный рез. Но при работах с ней необходимо быть предельно осторожным и использовать средства защиты для рук и глаз. Гильотиной резать проще и безопасней, но в домашних мастерских такого оборудования нет, а приобретать его для проведения разовых работ слишком дорого.

Если дорожка делает плавные повороты, то поребрики не режут. Зазоры между ними заполняют цементно-песчаным раствором.

Какая технология установки дорожного бордюра является правильной?

При обустройстве тротуаров и автодорог бордюрный камень обычно укладывают на бетонную подготовку. Этот способ хорошо подходит для грунтов, испытывающих сезонные пучения.

  • Перед тем как установить тротуарный бордюр, разбивают с помощью колышков и шнура линию монтажа лицевой стороны бортового камня. Лицевая сторона БР повернута к покрытию. На колышках наносят отметки расположения грунта и бетонного основания. На высоте расположения верхнего края бордюра натягивают шнур. В зависимости от геологических особенностей участка верхний край поребриков может идти параллельно поверхности грунта или под уклоном к ней.
  • Подготовка траншеи под монтаж БР. Глубина ее должна быть такой, чтобы после укладки бордюра его верхний край возвышался над покрытием на 2-3 см. Если поребрик разделяет газон и пешеходную зону, то такое возвышение предотвратит попадание грунта на плитку.
  • Уплотнение грунта основания. Если для уплотнения используется виброплита, то ширина траншеи должна соответствовать ширине плиты. В общем случае ширина траншеи равна ширине БР плюс запас с каждой стороны по несколько сантиметров.
  • На грунт укладывают слой геотекстиля плотностью не менее 160 г/см2. Эта операция не относится к обязательным, но она существенно продлевает срок службы бордюра, предотвращая смешивание грунта и щебня.

Устройство выравнивающего слоя из щебня (фракция – 20-40 мм), его толщина – примерно 10-15 см. Следует помнить, что после трамбовки толщина щебневого слоя уменьшается примерно на четверть. На участках с низким уровнем грунтовых вод вместо щебня для подсыпки можно использовать крупнофракционный песок.
Устройство цементно-песчаной или бетонной подушки толщиной 10 см. Цементно-песчаный раствор готовят из цемента марки М400 (1 часть по массе) и песка (3 части). Для изготовления бетонной смеси компоненты (Ц:П:Щ) берут в следующих пропорциях – 1:2:(2-3). Щебень – мелкофракционный. Цементно-песчаный раствор или бетонную смесь заливают не сразу на всю длину траншеи, а по частям, по мере установки бордюрного камня.
Укладка бортового камня в цементно-песчаную подушку, осаждение до нужного уровня, отмеченного шнуром. Для выравнивания верхнего края используется молоток с резиновой насадкой или деревянная киянка. Металлический молоток в этом случае не применяют, поскольку он может повредить поверхность бордюрного камня. Не стоит использовать для выравнивания БР вибрационный инструмент, который тоже может испортить поребрик.
Укладка бетона с лицевой нижней части камня и обратная засыпка грунтом с другой стороны. Засыпанный грунт уплотняют.
Заливка швов между бордюрными камнями цементным раствором.

Основания для проведения работ с поребриками

Ограждающие элементы для тротуаров и дорожной части отличаются своими размерами. Рядом с тротуаром укладываются камни небольшого размера, разделяющие зеленые насаждения и полотно дорожки. Вдоль проезжей части дорог устанавливаются бордюры больших размеров. Они отделяют дорогу от тротуаров или растительной зоны.

Кроме этого, ограждения выполняются из различных материалов. Вследствие этого они имеют различные характеристики, внешний вид и массу. Кроме укладки бортовых камней, часто приходится их демонтировать. Замена или демонтаж ограждающих элементов любого типа требуется в случае:

Потери эстетичного вида. К этому пункту можно отнести появление трещин, сколов, морозобоин на бетонном камне.
Также разрушения вследствие превышения срока эксплуатации. Если бордюр изготовлен из гранита, то он почти не подвержен разрушениям.

Необходимости увеличить высоту ограждения. Такая потребность может возникнуть при изменении назначения дороги или архитектурных конструкций возле нее, насаждения более высоких растений.
Изменения геометрии дорог, улиц и тротуаров. Такие процессы происходят в масштабах города или поселка по инициативе и разрешению властей.
Реставрации дорожного полотна, увеличения толщины его покрытия. Реставрация покрытия проводится с определенным интервалом времени. Это необходимый процесс для сохранения эксплуатационных характеристик дорог и безопасности людей.
Замены старых бордюров. Замена может производиться на элементы улучшенной конструкции.
Просадки дорожного полотна в непосредственной близости к камню. В этом случае возникает опасность обрушения, поэтому необходимо провести демонтаж камней и восстановление покрытия.
Усадки бордюра. Это может произойти при некачественной укладке основания, при превышении срока эксплуатации, просадке грунта, а также от вибрации дорожного покрытия.
Сохранения архитектурного облика города

Важно сохранить презентабельный вид городских улиц. Поэтому при изменении внешнего вида камней их рекомендуется демонтировать и заменить.
Изменения ландшафтного проекта или общего стиля окружающего пространства.

Также бордюрный камень подлежит уборке, если планируется расширение дорог или установка более модернизированного элемента.

Причины для запрета

Любые строительные работы с привлечением техники запрещено проводить в местах скопления людей. Если на территории, где проводится демонтаж бортовых камней, находятся посторонние люди, то следует остановить действия до их ухода.

Еще одно ограничение — время работ. В ночное время запрещено производить шум, чтобы не мешать жителям. Запретом для проведения выемки элементов считается любое нарушение техники безопасности, отсутствие соответствующего оборудования и защитных приспособлений для рабочих.

Демонтаж бортовых камней следует проводить очень аккуратно, чтобы не повредить материал.

Как правильно установить бордюры, до или после укладки тротуарной плитки?

На этот вопрос однозначно ответить сложно, потому что каждый из вариантов имеет плюсы и минусы.

  • Устанавливаем сразу. Этот вариант хорошо подходит для новичков. Бордюры четко обрамляют участок, который подлежит благоустройству, и упрощают задачу по соблюдению границ. Для экономии элементов мощения необходимо рассчитать расстояние между поребриками, которое должно быть кратно ширине брусчатки. При расчетах необходимо помнить, что между элементами мощения есть зазор – 2-4 мм. Новичкам лучше воспользоваться размерами уже готовой дорожки.
  • Монтируем после укладки брусчатки. Подобный выбор позволяет рационально использовать плитку и избежать ее распиливания.

Обязательно ли устанавливать бордюр при устройстве дорожных покрытий из плитки и как правильно его выбрать?

При устройстве дорожных покрытий из тротуарной плитки установка бортового камня (бордюра, поребрика, БР) обязательна. Эти изделия выполняют несколько функций:

  • разграничивают пешеходную и проезжую части, пешеходную дорожку и газон;
  • предотвращают сдвиг и расползание элементов мощения, загрязнение дорожек грунтом;
  • придают участку аккуратный вид.

Наибольшей популярностью пользуются БР, изготовленные из тяжелой бетонной смеси. При покупке изделий заводского изготовления нужно учитывать следующие факторы:

  • Характеристики бетона, из которого изготавливаются изделия. Качественная продукция должна иметь морозостойкость не ниже F200. Такой материал, способный выдерживать до 200 циклов замораживания/оттаивания, служит примерно 40 лет. Водопоглощение – не более 6%, марка прочности – М400 (класс прочности В30).
  • Способ производства. Лучшими характеристиками обладают вибропрессованные изделия –прочные, плотные, долговечные, имеют точную геометрическую форму.
  • Конкретное назначение. Для укладки бордюрного камня вдоль садовых дорожек рекомендуют изделия марки БР 100.20.8 (длина – 1 м, высота – 20 см, ширина – 8 см), для установки вдоль средненагружаемых автомобильных дорог – БР 100.30.15 (длина – 1 м, высота – 30 см, ширина – 15 см), для автомагистралей – БР 100.30.18 (длина – 1 м, высота – 30 см, ширина – 18 см). При изготовлении массивных бордюров для автомагистралей их упрочняют стальной арматурой.

Какие сложности могут возникнуть?

Технология достаточно отработана и многие компании, а также дорожные фирмы имеют большой опыт в разборке дорожных ограждений. Но некоторые сложности все же могут возникнуть:

  1. Отсутствие необходимого оборудования. При выполнении работ требуется использовать специализированный инструмент. Если его не применять, выполнить работу качественно невозможно. Некоторые бригады берутся за дело без нужного оснащения, надеясь на количество людей и практический опыт. Однако наличие техники значительно упрощает процесс и делает его качественнее.
  2. Нарушение последовательности работ. Если начать демонтаж без предварительной подготовки участка, то перемещение камней будет затруднено. Бетонный материал может разрушиться от ударов или столкновений, на месте проведения работ могут возникнуть аварийные ситуации.
  3. Проведение выемки без учета типа основания. Технология работ с бетонным или щебеночным основанием имеет некоторые отличия. Их необходимо учитывать.

В целом, чтобы избежать возникновения сложностей, нужно четко соблюдать последовательность и требования технологического процесса.

Параметры для составления сметы

Расценки в смете на демонтаж бордюрного камня рекомендуется искать в специализированных сборниках. Несмотря на разные типы материалов, из которых изготовлены бордюры, состав работ в смете для них идентичен. Основные параметры:

  • разрезание дорожного покрытия:
  • обкапывание камней вручную;
  • разборка бортовых камней вручную или с помощью техники;
  • складывание материала в штабеля;
  • уборка мусора, полученного при демонтаже.

Некоторые пункты могут отличаться в зависимости от вида основания камней, объема работ и особенностей дорожного покрытия.

Стоимость работ

Цена на услугу зависит от места проведения и перечня работ, веса камней, размера и типа основания. Средняя стоимость составляет от 100 рублей за погонный метр. Если разборка камня осуществляется с погрузкой, то цена увеличивается до 200 рублей за погонный метр.

Расценки на устройство бордюрного камня в смете

Расценки на установку бордюров в смете применяются на основании норм из сборника ФЕР27. Указанный сборник объединяет в своем составе множество норм, связанных с устройством автомобильных дорог. При этом следует отметить, что нормами сборника учтено не только создание и обустройство дорог из асфальта, но также и из прочих материалов.

В составе указанного сборника возможно найти несколько вариантов расценок для сметы на устройство бордюра. Одним из вариантов являются нормы из таблицы ФЕР27-02-010. Указанная таблица учитывает устройство бортовых камней из различного материала.

Так, норма под шифром ФЕР27-02-010-01 является расценкой в смете на установку бордюров из бетона при цементобетонных покрытиях, а нормой ФЕР27-02-010-02 можно определить стоимость установки бетонных бортовых камней при других видах покрытий. Нормы 03 и 04 в таблице ФЕР27-02-010 учитывают установку бордюров из природных камней на те же виды покрытий, что и в нормах 01 и 02.

Несмотря на разные типы материалов, используемых в расценках в смете на устройство бордюрных камней, состав работ всех четырех норм в таблице ФЕР27-02-010 идентичный. Прежде всего, состав работ предусматривает устройство бетонного основания. Данная манипуляция должна производиться с попутной установкой и разборкой опалубки и уплотнением.

Далее расценки в смете на установку бордюров из таблицы ФЕР27-02-010 включают в себя собственно установку бортовых камней выбранного типа и их подтеску. Работы по заливке швов и их расшивке также являются частью состава работ норм указанной таблицы. Очистка гранитных бортов входит в завершающий этап состава работ всех норм в ФЕР27-02-010.

Объем работ в указанных выше расценках в смете на устройство бордюров измеряется в 100м. Следует отметить, что ресурсная часть всех норм таблицы ФЕР27-02-010 учитывает большинство материалов, необходимых для корректного производства работ. Однако марка и стоимость самих бортовых камней в нормах не учтена и должна быть внесена в состав локальных смет, локальных ресурсных сметных расчетов и смет по форме №4 отдельно на основании данных из проектной документации.

Рисунок 1. Расценка в смете на установку бордюра

Следующей таблицей в сборнике ФЕР27, в которой находятся расценки для сметы на устройство бордюрных камней, является таблица ФЕР27-02-011. В указанной таблице содержится единственная норма на установку бортовых гранитных камней типа ЗГП. Объем работ в норме, как и в нормах предыдущей таблицы, измеряется в 100м. Однако состав работ является более сложным и трудозатратным.

Состав работ расценки в смете на установку бордюров под шифром ФЕР27-02-011-01 включает в себя погрузку материала, его транспортировку до места укладки на расстояние 150м и выгрузку. Далее нормой предусмотрена раскладка камней вдоль линии установки, устройство вручную монтажного слоя из бетона и установка бордюров.

Кроме этого, в состав работ нормы ФЕР27-02-011-01 входит ручная кантовка камней, подбивка бетонной смесью и трамбование. Опиловка и скалывание также являются частью указанной нормы. Омоноличивание швов и приготовление раствора для этого обозначены в норме при завершении работ в расценке в смете на установку бордюров.

Еще одной таблицей, в которой можно подобрать расценку в смете на устройство бордюрного камня, является ФЕР27-02-015. В ней содержится три нормы, которые учитывают установку бортовых камней из монолитного бетона. При этом метод монтажа предусматривает работу бетоноукладчика-планировщика. Разница в нормах заключается в типе участка, на котором производятся работы.

Норма ФЕР27-02-015-01 является расценкой в смете на установку бордюров на комбинированном участке. Норма 02 в таблице учитывает производство работ на прямом участке, а норма ФЕР27-02-015-03 — на радиусном. Единицей измерения работ в таблице ФЕР27-02-015 приняты 10м.

Что касается состава работ расценок в смете на устройство бордюра из таблицы ФЕР27-02-015, то он отличается широким спектром манипуляций. На начальном этапе нормами предусмотрена установка стоек под струну, балансировка и натяжение струны. После этого происходит балансировка бетоноукладчика и выгрузка бетона.

Далее расценками в смете на установку бордюров предусмотрена укладка бетонной смеси и контроль поверхности с исправлением швов. Покрытие готового изделия мастикой, снятие струн и прорезка усадочных швов являются обязательной частью всех трех норм в таблице ФЕР27-02-015. Герметизация швов и поливка камней также входят в состав работ расценок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector