Заезд на участок через канаву: особенности, способы решения, выбор материалов
Содержание:
- Как выбрать трубы?
- Перфорированные дренажные трубы
- Алгоритм устройства закрытого дренажа на глинистых почвах
- Полипропиленовые трубы
- Виды дренажных труб
- Выбор труб для укладки в канаву
- Материалы и необходимая техника для облагораживания заезда
- Устройство заезда на участок с использованием трубы
- Что будет если выбрать неправильно?
- Металлические трубы и СМГК
- Преимущества и недостатки материалов
- Проектирование
Как выбрать трубы?
Для ливневой канализации согласно СНиП можно использовать трубы из металла‚ асбеста или пластмассы. Чаще всего для частного дома и дачи выбор останавливают на пластмассовых трубах. Они легкие‚ декоративные‚ не коррозируют‚ их монтаж отличается простотой, но механическая прочность материала‚ по сравнению с металлом‚ небольшая.
Выбрав материал, нужно определиться и с диаметром труб.
Исходная величина — наибольший объем отводимых дождевых и талых вод. Определяют этот параметр по формуле:
Q=q20×F×Ψ
Здесь: Q – искомый объем‚ q20 – коэффициент‚ характеризующий интенсивность осадков в течение 20 сек. (л в сек. на 1 га). F — площадь подворья в га‚ если крыша скатная‚ площадь вычисляют по горизонтальной плоскости. Ψ — коэффициент поглощения.
При правильном подборе диаметра труб ливневая канализация справится с задачей даже в моменты самых обильных осадков. Если в трубу поступают потоки из нескольких желобов‚ все их суммируют. Профессионалы-практики для труб сечением 110 мм и желобов такого же диаметра обычно используют уклон 20 мм/пог. М.
Если трубу подсоединяют к дождеприемнику‚ значение уклона несколько увеличивают во избежание застоя жидкости, а при входе в пескоуловитель уклон уменьшают. Это замедляет движение потока воды, и взвешенные частицы оседают на дно в большем количестве.
Вода в канализационной системе такого типа дренирует самотеком, что происходит благодаря сформированному уклону дренажной трубы. Здесь нет напорных насосов, поэтому на даче или на загородном подворье для устройства ливневой канализации не обязательно искать бригаду профессионалов.
Перфорированные дренажные трубы
Для большей части полимерных труб свойственно наличие гофрированной поверхности и незначительной толщины стенок, благодаря этому изделия большого размера могут иметь небольшую массу. Такая конструкция дренажной трубы способствует облегчению всего процесса обустройства дренажной системы.
Большая часть отверстий в дрене – это узкая и длинная щель, через которую в трубу может пройти минимальное количество загрязнений. Количество отверстий на одной линии поперечного сечения всегда одинаково:
- Перфорация 360 предполагает расположение отверстий по всей окружности трубы. Изделия используют на участках с сильным подтоплением, где атмосферные осадки и подземные воды имеют примерно равное количество.
- Перфорация 240 предполагает наличие отверстий на 2/3 трубы, нижняя часть изделия остается неперфорированной. Такие дрены чаще всего укладывают на участках с природным уклоном или с присутствием неоднородного грунта.
- Перфорация 180 подразумевает размещение отверстий на половине водоотводной трубы. Подобные дрены используются в качестве приложения к ливнестокам или в регионах, где один вид воды по количеству превышает другой вид. К таким ситуациям можно отнести преобладание талых вод над грунтовыми водами или наоборот.
- Перфорация 120 встречается очень редко, ее следует применять при незначительных объемах поверхностной воды.
Дренажная труба с отверстиями имеет одно довольно веское преимущество: работа всей поверхности трубы. Благодаря этому обеспечивается эффективный отвод воды, чистые каналы и стоки.
Алгоритм устройства закрытого дренажа на глинистых почвах
1. Первым этапом строительства закрытой дренажной системы является определение с месторасположением водоприемника, в качестве которого может служить естественный водоем или канава вдоль дороги.
Как решить проблему отсутствия естественного водоприемника? Существует несколько путей решения проблемы оттока воды:
— устройство искусственного водоема, например, пруда на даче или болотца;
— устройство глубоких канав за пределами участка (конечно, не в ущерб соседям);
— устройство вертикальных неглубоких колодцев с последующим автоматическим выкачиванием воды с помощью насосов.
2. По периметру участка прорываете траншеи глубиной 1 – 1,2 м и шириной 35 – 40 см для сбора воды под трубы, подводя их к водоприемнику. Назовем их «Магистральные каналы». В магистральные каналы целесообразно прокладывать трубы диаметром 110 мм. Магистральная труба укладывается немного глубже, чем собирающие трубы дренажа. Согласно нормативным документам дренажную систему располагают не ближе чем в 0,5 м от забора и 1 м от отмостки дома.
3. Вода в магистральные каналы поступает по дренажным траншеям. Прокапываете на участке сеть из траншей глубиной 0,8 –1,2 м и шириной 30 – 35 см для собирающих труб дренажа. Устройство сети траншей предусматривает прокладывание небольших каналов под уклоном не менее 3-5 см на погонный метр. Таким образом, обеспечивается нормальный сток, при меньшем уклоне скорость стока снижается и может наблюдаться застой воды на участке. Расстояние между дренами на участках с тяжелыми глинистыми почвами составляет примерно 7-10 м.
4. Когда вся сеть траншей будет прорыта, нужно оставить ее в открытом состоянии и испытать. В идеале для этого подойдет сильный дождь, но если такового в ближайшее время не предвидится, нужно хорошо пролить каналы, посмотреть, как и с какой скоростью стекает вода и наблюдается ли ее застой. При необходимости неполадки нужно устранить, а именно для увеличения скорости стока – увеличить уклон или диаметр труб, при застое воды – увеличить густоту разветвления сети дренажных каналов.
5. После такой проверки трубы можно смело закрывать. Для этого выстилаете прорытые каналы геотекстилем, который хорошо пропускает воду, например флизелином. На тяжелых глинистых и суглинистых почвах особенно эффективны специальные объемные дренажные фильтры, которые не только защищают трубу от заиления, но и улучшают приток воды. Такие фильтры делают из пористых органических материалов – ржаной соломы, кокосового волокна или волокнистого торфа.
6. Укладываете сборные трубы, подводя их к магистральным каналам. Чаще всего используются пластиковые гофрированные и перфорированные трубы диаметром 63 мм.
7. Дренажные трубы соединяете между собой специальными тройниками – фитингами или крестовинами, заворачивая их в геотекстиль для предотвращения попадания твердых частиц внутрь труб.
8. Заворачиваете свободные концы труб в несколько слоев геотекстиля, плотно закрепляя их проволокой. Через свободные концы труб лишняя вода попадает в дренажную систему.
9. Засыпаете трубы сыпучим материалом, хорошо пропускающим воду. Специалисты советуют использовать для этого щебень, керамзит, мелкие камни, песок. Но я бы советовала использовать только крупнозернистый песок, поскольку он не только хорошо пропускает воду, но и не засоряет участок при проведении ремонтных работ. Слой засыпки сбоку и сверху составляет не менее 15 см.
10. Получившийся сэндвич из геотекстиля, трубы и песка укрываете внахлест свободными краями геотекстиля и опять засыпаете крупнозернистым песком.
Наталия Высоцкая, ландшафтный дизайнер, кандидат с. -х. наук
2013 — 2014, Сажаем Сад. Все права защищены.
Полипропиленовые трубы
Большой спрос на трубы из полипропилена обусловлен наличие большого количества преимуществ. В частности речь идет о следующем:
- Длительный эксплуатационный период и высокая устойчивость.
- Возможность работы в условиях высоких нагрузок и сильного напора в системе.
- Незначительная масса изделий, существенно упрощающая их сборку и транспортировку.
- Благодаря гладкой внутренней поверхности происходит практически полное самоочищение труб.
- Низкая степень засорения и заиливания.
- Соединение труб выполняется посредством термической сварки, благодаря чему образуется прочная монолитная конструкция.
- Идеальное соотношение цены и качества.
Виды дренажных труб
Выбор дренажных труб целиком зависит от нагрузки, которая будет ложиться на них. Поэтому главные критерии, которым руководствуются, приобретая трубу в канаву:
- надежность и механическая прочность;
- вес и габариты.
Кроме того, стоимость трубных изделий, а также их монтажа и транспортировки приходится также учитывать.
Для обустройства водоотведения подходят железобетонные, стальные и пластиковые трубы.
Выбор труб во многом зависит именно от финансовых возможностей, поэтому наиболее часто в канаву на въезде укладывают стальные трубы, как наиболее экономически выгодный вариант.
Выбор труб для укладки в канаву
Поскольку попросту засыпать выкопанную канаву нельзя, ведь она из-за этого просто размоется водой, приходится использовать дренаж, обеспечивающий отвод стекающей воды. Для дренажа выполняется укладка трубы в канаву, пространство над которой засыпается грунтом, и по полученной конструкции можно будет спокойно проехать на автомобиле.
Несмотря на кажущуюся простоту, канава с дренажом является инженерным сооружением, поэтому конструкцию приходится грамотно рассчитывать и обустраивать с соблюдением ряда правил, которые нужно изучить перед тем, как уложить дренажную трубу в канаву.
Выбирая трубы для проезда через канаву, нужно отталкиваться от следующих показателей:
- Механическая прочность и надежность. Данный фактор важен хотя бы по той причине, что на участок при строительстве может заезжать тяжелый транспорт весом в несколько десятков тонн, поэтому конструкция должна выдерживать существенные нагрузки.
- Габариты канавы. От габаритов канавы напрямую зависит проходящее через нее количество воды. Чтобы вода в полном объеме могла уходить из канавы, нужно подбирать трубы достаточного диаметра.
- Доступный бюджет. На рынке представлено большое количество разнообразных материалов, поэтому выбор зачастую ограничивается имеющимися в распоряжении финансами. Кроме того, стоимость доставки материалов и монтажа конструкции также варьируется в очень широких пределах, и это нужно учитывать.
Материалы и необходимая техника для облагораживания заезда
Для обустройства проезжей части была создана прямоугольная выемка, огороженная бордюрами. Ее глубина достигает, как правило, 250 мм. Мелкой фракцией щебня засыпаются свободные 100 мм. Насыпанный измельченный камень хорошенько утрамбовывается и несколько раз поливается водой.
В это время нижние слои начинают проседать, потому нужно постоянно добавлять щебень до тех пор, пока не прекратиться усадка.
Тротуарная плитка и асфальтовое покрытие укладываются в оставшиеся свободные 150 мм. Необходимо отметить, что такой заезд никогда не будет проседать.
Важно сделать грамотное оформление клумбы, а также прилегающие участки траншеи. Для создания красивого вида вдоль всего заезда можно посадить цветы или газонную траву
Примерно 3 м прилегающих участков траншеи требуют укрепления склонов. Для этого высаживаются влаголюбивые растения или кустарники, имеющие разветвленные корни, например:
- ирисы;
- верба;
- шиповник;
- лианы.
Красиво смотрится живая изгородь. Когда проведено озеленение таких мест, склоны получают защиту от эрозии. Рельеф смотрится более гладким, на поверхности не скапливается талая вода.
Устройство заезда на участок с использованием трубы
Чаще всего встречается вариант, когда укладывается труба в канаву на заезд к участку. Этот способ дешевле и проще. Он достаточно долговечный и осуществляется в зависимости от глубины и ширины канавы.
В небольшую канаву укладывается труба из бетона, пластика, асбеста или металла и засыпается грунтом. Сверху устраивается покрытие: ж/б-плиты, брусчатка, заливка бетоном, асфальт и пр.
Заезд на участок с использованием трубы
В случае с широкой и глубокой канавой необходимо усиливать края с использованием камня или бетона. Иначе они будут обваливаться во время засыпания трубы, что понизит прочность конструкции.
Устройство заезда рекомендуется начинать со следующих пунктов:
- измерения основных габаритов траншеи (глубины, ширины);
- определения вида трубы, её материала и размеров (ширины, длины);
- подготовки необходимых инструментов и материалов;
- составления плана проведения работ.
Какую трубу выбрать
Для начала нужно выбрать вид трубы. Так как вода протечёт через любое отверстие, то диаметр не имеет особого значения. Материал для трубы также может быть подобран разнообразный. Чаще всего это бетон, асбестоцемент, металл или пластик.
Иногда дренажные конструкции монтируются даже из дерева. Используются толстые деревянные доски, обработанные антисептическим составом. Но такой заезд отличается малой долговечностью и применяется редко.
Бетонные и железобетонные изделия
Железобетонные и бетонные конструкции прочные и могут прослужить очень долго, особенно если они засыпаны достаточным количеством слоёв. Основной недостаток заключается в том, что бетонная труба имеет большой вес.
Чтобы повысить прочность бетона в него добавляются металлические элементы, которые ещё больше увеличивают массу.
Для этого варианта понадобится организовывать погрузку, транспортировку, разгрузку и укладку, что приведёт к дополнительным расходам.
Асбестоцементные
Такие трубы не подвержены коррозии, имеют относительно небольшой вес и доступные цены. Их достаточно просто установить самостоятельно. Из недостатков стоит отметить хрупкость.
Стальные изделия
Трубы из металла относительно недорогие и прочные. Однако в значительной степени подвержены коррозии. В ходе эксплуатации такая труба будет разрушаться, делая въезд ненадёжным.
Пластиковые аналоги
Один из наиболее доступных способов. Материал лёгкий, но при этом прочный, выдерживающий достаточные нагрузки. Пластиковые трубы не подвержены коррозии и устойчивы к деформациям.
Укладку можно проводить своими руками, без привлечения рабочих и специальной техники.
Для укрепления конструкции используются песок и щебень.
Монтаж труб в канаву своими руками. Поэтапный порядок работ
Производя монтаж трубы самостоятельно, как правило, рекомендуется придерживаться следующих основных шагов:
- раскопка траншеи с уклоном и стенками около одного метра глубиной;
- утрамбовка дна;
- устройство песчаной подушки;
- засыпка щебёночного слоя сверху;
- укладка геотекстиля;
- установка опалубки под бетонный каркас;
- заливка раствором;
- настил верхнего покрытия.
Укладка трубы в канаву на въезде
Заезд на участок через канаву временный
Если срок и бюджет ограничены, можно своими руками устроить временный въезд. Тут, в целом, подойдут любые из подручных средств: дощатый настил, автопокрышки, листы металла, бывшие в эксплуатации, брёвна и т. д.
Однако если планируется заезд на участок тяжёлой автотехники, то подобные нагрузки такие конструкции не выдержат. Выходом здесь будет металлическая, пластиковая или асбестоцементная труба, уложенная на дно канавы, и засыпанная смесью из песка и щебня.
Временный заезд на участок
Постоянный заезд на участок с использованием труб
Временные въезды можно организовать быстро и относительно недорого, но на постоянную эксплуатацию они не рассчитаны, а также, как правило, не эстетично выглядят.
Для организации постоянного заезда бока канавы нужно защитить от возможного расползания, с помощью капитальных подпорок и асфальта или армированной стяжки.
В этом случае применяются трубы диаметром от 30 см из бетона, металла или асбестоцемента. Промежуточные слои тщательно утрамбовываются.
На последнем этапе работ въезд можно задекорировать природным камнем, зелёными насаждениями, плиткой или галькой.
Ошибки при укладке дренажной трубы
Неправильное устройство дренажа может привести к плохому отводу вод или вовсе к затоплению участка. К частым ошибкам при укладке трубы можно отнести следующие:
- Отсутствие проектных изысканий;
- Неверный уклон;
- Недостаточная глубина;
- Неправильная отсыпка дренажа;
- Соединение дренажа и ливневой канализации;
- Недочёты в подборе материалов;
- Ошибки в отведении вод.
Что будет если выбрать неправильно?
Неправильный выбор труб для системы отвода ливневых и талых вод чреват следующими неприятностями:
- При сильных ливнях стоки не будут успевать стекать в систему канализации и будут скапливаться на тротуарах, дорожках, в зоне зеленых насаждений, дорогах, площадках и т.д. Вода будет мешать ходить пешеходам и ездить транспорту, а электротранспорт вообще придется остановить (по требованиям техники безопасности).
- Стоки могут размыть газоны, цветники, огороды; на участках с большим уклоном может серьезно повредить верхний плодородный слой и вызвать эрозию почв.
Но самое неприятное – если вода с кровель зданий будет скапливаться в районе дождеприемника и просачиваться в почву возле фундамента. Это может привести к замоканию фундамента и стен, просачиванию воды в подвальные помещения, возникновению плесени и грибка.
Металлические трубы и СМГК
Водопропускные трубы из металла – это неплохой вариант решения проблемы отведения воды, но только если рассматривать его с одной стороны. Металлические конструкции имеют лучшие показатели прочности по сравнению с аналогами, но это достоинство полностью нивелируется слабой устойчивостью к коррозии. Из-за этого металлические трубы используются для обустройства водопропускных каналов только временно.
Впрочем, есть еще одно применение изделиям из металла. Их часто используют для проколов дорожного полотна. Дело в том, что возможность ремонта водопровода, проходящего под дорогой, есть не всегда, поэтому труба расчищается при помощи внешней дренажной системы, позволяющей провести ремонт или качественную очистку системы.
Неплохим решением является использование металлических труб в качестве внешнего защитного кожуха, обеспечивающего защиту основного трубопровода. Обычно для этих целей применяются трубы, используемые для армирования стенок буровых скважин.
Чтобы создать надежный и качественный водопропускной канал, лучше всего использовать СМГК – сборные металлические гофрированные конструкции. Согласно общей классификации, обычными трубами такие конструкции не являются – цельная система становится таковой только в том месте, где необходимо выполнить монтаж водопропускных труб.
СГМК имеют массу положительных качеств, которыми обделены простые трубы. Основное достоинство сборной конструкции заключается в возможности обустройства сложных конструкций, которые способны прослужить несколько десятков лет и при этом спокойно переживать воздействие сейсмических сдвигов. Гофрированная дорожная труба, помимо всего прочего, обходится почти на треть дешевле, чем альтернативные варианты.
Преимущества и недостатки материалов
В отличие от бетонных, пластиковые изделия стоят недорого и обладают небольшим весом. Они не подвержены коррозии, излому и служат много лет. Поэтому пластиковая труба в канаву при монтаже не вызывает проблем и дает возможность сэкономить на проведении работ.
Однако пластиковые трубы, бывшие в употреблении, использовать при создании дренажной системы крайне не рекомендуется – они могут не выдержать вес тяжелых авто, например, грузовика.
Отличительной особенностью стальных дренажных конструкций является надежность и прочность. Однако есть у них и недостаток – это подверженность коррозии, которая разрушает трубы.
Несмотря на это, время службы достаточно длительное. Эти изделия способны выдерживать внушительный вес, а для монтажа не требуется вмешательство специалистов. Трубы с толстыми стенками, несмотря на влияние коррозии, могут служить много лет.
В продаже также встречаются гофрированная трубная продукция с большим диаметром. Изделие выполнено таким образом, что конструкция способна выдерживать большую нагрузку, к тому же срок его эксплуатации весьма значительный.
Пластик не подвержен коррозии и влиянию агрессивных веществ. Установка таких труб происходит легко. Большой плюс – низкая стоимость изделий.
Преимущества пластиковой трубной продукции:
Устойчивость к высокой температуре. Рабочий режим для них находится в пределе от -20 до +70 градусов, хотя предельный диапазон составляет от – 60 до + 100 градусов.
Хорошая устойчивость к химии. Поэтому их применяют для промышленных стоков.
Устойчивость к ударам
Это особенно важно при температурах ниже 0 градусов. Гофрированная труба в канаву намного предпочтительней гладкой в случае транспортировки и установки в зимнее время года.
Высокая кольцевая жесткость
Данный показатель составляет не менее 8 кН/м2, что соответствует эксплуатационному классу Т. Изделия подходят для укладки под автомагистралями и тяжелыми по весу грунтами.
Удобная и недорогая транспортировка. Это возможно благодаря незначительному весу полипропиленовых труб.
Простой монтаж. Гофрированные двустенные трубы без труда соединяются с гладкостенными ПП и ПВХ трубами. Их можно присоединять к бетонным и полимерным колодцам. Установка может производиться без участия тяжелой подъемной техники.
Простая резка. Полипропиленовая пластиковая труба в канаву на заезд успешно разрезается обычной пилой.
Период службы изделий достигает 50 лет.
Иногда владельцы участков самостоятельно создают пропускные конструкции для канав. В этом случае берут стандартную трубу из пластика большого диаметра и помещают ее в яму.
После вокруг изделия обустраивают пояс – для его создания понадобится армирующая сетка. Затем конструкцию заливают бетоном. Длительность эксплуатации составит несколько десятилетий, причем цена сооружения будет невысокой.
Проектирование
Прежде чем начать устройство дренажа, разрабатываем схему укладки и определяем необходимые материалы. Эти работы регламентируются актами СНиП 2.04.03-85, СН 478-80, СП 40-102-2000. Труба под заезд должна иметь длину, соответствующую ширине проезда. Ширину выбирают для возможности движения грузового автомобиля – 4 м. Для обочины оставляют по 1 метру с каждой стороны. В итоге получаем 6 м. Проезжую часть делают прямой, без изгибов и поворотов.
Определяем профиль дренажной канавы. Он имеет вид трапеции, расположенной основанием вверх. Размеры сечения зависят от диаметра трубы. Дно должно быть плоским, иметь подушку из песчано-гравийной смеси толщиной 150-250 мм
Важно обеспечить одинаковый горизонтальный уровень на выходе трубы с двух сторон насыпи
Между поверхностью проезжей части и верхней кромкой трубы толщина засыпки должна быть 0,7-1 м для защиты от транспортной нагрузки. Под проезд, шириной 6 м, укладывают семиметровую трубу, с каждой стороны насыпи делается выпуск по 0,5 м.
Диаметр дренажной трубы под дорогой определяется количеством ливневых стоков, которые отводятся по канаве. Для местного проезда выбирают диаметры 300-500 мм. Вода должна заполнять сечение не более четверти ее высоты, в противном случае во время весеннего таяния снега возможно переполнение дренажной канавы.